На танковой сопке советские танки ИС-3 и ИС-2 из роты танковых огневых точек, теперь уже застывшие, продолжают «стеречь» вход в бухту Крабовая.
В конце 70-х, начале 80-х годов были оборудованы огневые позиции на десантоопасных направлениях. Танки поднимались на сопки своим ходом, двигатели потом были демонтированы, а в моторных отсеках дополнительно размещен боекомплект.
Идея создания тяжелого танка прорыва зародилась еще в 1942 году, когда первый немецкий «Тигр» попал в руки советских специалистов.
Т-34 и КВ-1 с 76-мм пушками стали проигрывать дуэли. А в 1943-м еще «Пантера» добавилась в теплую компанию панцеров… И потому появились ИСы. Тяжелый советский танк ИС-2, полная масса 46 т, экипаж, 4 чел., бронирование: лоб корпуса 100-120 мм, борт корпуса 90-120 мм, корма корпуса 60 мм, днище 20 мм, лоб башни 100 мм. Вооружение: 122-мм пушка Д-25Т, 3 × 7,62-мм пулемета ДТ, 1 × 12,7-мм пулемет ДШК (начиная с 1944 г.), боекомплект пушки: 28 снарядов.
Всего с 1943 по 1945 год наши заводы дали армии 3395 ИС-2.
Тяжелый танк ИС-3, полная масса 45800 кг, экипаж 4 чел., Бронирование: корпус: 20-110 мм; башня: 110-220 мм; маска и лоб башни: 250 мм, V образный дизель мощностью 520 л.с., Вооружение: 122-мм пушка Д-25Т, боекомплект 28 снарядов, 12,7-мм пулемет ДШК, б/к 250 патронов, 7,62-мм пулемет ДТМ, б/к 756 патронов. Первая партия танков ИС-3 сошла с конвейера в мае 1945 года, так что на Великую Отечественную войну танк не успел. Зато успел к началу холодной войны. Впервые ИС-3 показали на Берлинском параде союзных войск 7 сентября 1945 года. Несмотря на то, что танк производился всего один год, с 1945 по 1946 гг., было произведено 2 311 штук танков ИС-3 и его модификаций.
А после пешего подъема на Танковую сопку высотой 219 метров, изучения устройства бронетанковой техники - нет ничего вкуснее гречневой каши, печеной в углях костра картошки и горячего чая.
Ребята получили большой заряд бодрости и положительных эмоций, узнали для себя, что-то новое, проверили свои силы и выдержку, а главное – готовы идти в следующие походы по острову.
А. Дзюба, зам. директора МАУ «Фрегат»