В этот же день состоялось первое заседание постоянного комитета по экологии и природопользованию, участником которого я являюсь. Темой обсуждения стал важный вопрос — утилизация затонувших кораблей в акватории вокруг Сахалина и Курил.
Эта работа, которую контролируют Минвостокразвития и лично полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, началась в 2022 году. В рамках федерального проекта «Генеральная уборка» в островном регионе нужно достать со дна моря и утилизировать 52 затонувших судна. 18 объектов — план работы на 2024 год. С начала года заключены три государственных контракта на подъем и утилизацию кораблей. К началу осени в акватории Невельска ликвидировали два судна, в акватории Северо-Курильска — восемь.
Также продолжается работа в акватории Корсакова, где из восьми запланированных объектов уже подняли четыре — остальные уберут до конца октября. Утилизация ведется с применением уникальной технологии. Мобильный лазерный комплекс, созданный учеными Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, способен разделять на части металлические конструкции толщиной до 260 мм на расстоянии до 300 метров. Эту технику на Сахалине применяют впервые, работы выполняют специалисты «Росатома».
С учетом того, что утилизация затонувшего судна — недешевый процесс, на заседании комитета обсудили такой вопрос как взыскание затраченных средств с собственника имущества, чтобы компенсировать бюджетные расходы. Многие судовладельцы продолжают работу, игнорируя ответственность за свое пришедшее в негодность имущество. Это касается и экологической стороны вопроса: после того, как судно затонуло, существуют риски разлива топлива в морской акватории. Но финальное решение — в компетенции федеральных законодателей. Комитет по экологии поддержал создание отдельной рабочей группы в Сахалинской областной Думе по этому вопросу. Также мы ждем, что министерство транспорта региона будет ежеквартально представлять доклад о текущей работе по утилизации затонувших кораблей.