Орлан-белохвост (Haliacetus albicilla) – вид, занесённый в Красную книгу РФ, причинение вреда краснокнижным видам запрещено УК РФ. Изъятие из естественной среды обитания также регулируется российским законодательством и возможно только после получения разрешения Росприроднадзора.
Сотрудники заповедника обратились в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (г.Москва) и Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора (г. Владивосток) с просьбой разрешить изъятие орлана–белохвоста из природной среды в целях оказания срочной ветеринарной помощи и дальнейшей реабилитации. В кратчайшие сроки было получено разрешение и проведен осмотр птицы.
На правом крыле орлана имелась застарелая грязная рана с личинками мух, напоминающая укус собаки или лисицы. Также у орлана была рана на голове: на небольшом участке (≈1,5 см) отсутствовала кожа, были обнажены кости черепа. Поведение птицы было апатичным – она не предпринимала попыток защищаться или улететь, оставаясь безучастной к происходящему, не реагируя на внешние раздражители.
Специалист после осмотра орлана, продезинфицировал его раны и обработал птицу средством от кожных и перьевых паразитов, которые присутствовали в большом количестве.
После оказания первой помощи, орлана необходимо было кормить, что осложнялось абсолютным нежеланием последнего принимать пищу. Поскольку птица не питалась самостоятельно, её кормили небольшими порциями, вынуждая проглатывать кусочки рыбы и курицы, поили из шприца. Вскоре орлан начал сам проглатывать пищу, а на пятый день уже самостоятельно питался, отрывая куски от большой рыбы.
Раны заживали, и к птице постепенно возвращались инстинкты: при приближении человека, она старалась держаться подальше, уходя в угол вольера, прятала рыбу и угрожающе расправляла крылья, уже легко не давалась осматривать рану, вырывалась и старалась убежать. Попыток взлететь, впрочем, хищник так и не предпринимал.
Через некоторое время содержания в вольере было решено ввести в расписание орлана прогулки на открытом воздухе. Несколько раз в неделю его выносили на огороженную кемпинговую площадку, где орлан мог гулять и тренировать крылья. Прогресс был постепенным. Сначала орлан, взмахивая крыльями, запрыгивал на небольшую скамейку, затем нацеливался покорять ограждение, но, сделав пару махов крыльями, неизменно приземлялся обратно на площадку.
Спустя почти месяц вынужденных «каникул» орлана на базе заповедника, в один обычный сентябрьский день, птица внезапно перелетела через забор. Обрадовавшись тому, что орлан идёт на поправку, сотрудники научного отдела, тем не менее, попытались, как и прежде, вернуть птицу в вольер, но потерпели неудачу. При приближении людей птица высоко поднялась в воздух и улетела.
Всё время реабилитации орлан находился под чутким ежедневным надзором штатного орнитолога, который совместно с другими сотрудниками заботился о птице. По его словам, птица способна выжить в дикой природе, и с ней всё будет хорошо. Мы на это очень надеемся.
Администрация заповедника «Курильский» признательна сотрудникам службы Росприроднадзора за оперативную работу по предоставлению разрешительных документов.
Особую благодарность также хотим выразить ветеринарной клинике ГБУ «Станция по борьбе с болезнями животных №1» (отдел пгт Южно-Курильск), оказавшей орлану незамедлительную помощь, а также, небезразличному человеку, который не бросил орлана в беде.
Изъятие, содержание в неволе и выпуск в естественную среду обитания краснокнижных животных допустим только с соответствующего разрешения Росприроднадзора и регулируется целым рядом законодательных актов.