Вот первый подписанный им документ:
Постановление № 1 Начальника гражданского управления Кунасирского района о введении в действие гражданского управления на территории района
11 апреля 1946 года п. Фурукамаппу
На основании Постановления СНК СССР от 2 февраля 1946 года. за № 263:
1. Создано Гражданское управление Кунасирского района. В состав района входят острова: Кунасири, Сикотан, Симбоцу,Юри, Тараку, Суйсё, Акиюри и прилегающие к ним острова;
2. Районный центр – п. Фурукамаппу;
3. С 10 апреля 1946 года упраздняется японское самоуправление;
4. Граждане Советского Союза и японское население, проживающие в районе, а равно: земля, недра, промышленные предприятия, учреждения, скот, плавсредства и т.п. переходят в ведение Гражданского управления Кунасирского района.
|
Постановление № 1 подписал капитан Л. А. Бабухадия.
Начало освоения островов
К концу 1946 года в районе работали 7 русских и 17 японских школ. В них обучались 343 советских и 834 японских учащихся. На южные Курилы начали прибывать по призыву Правительства СССР рабочие из разных регионов страны. Приезжали целыми семьями, до Владивостока ехали в товарных вагонах, вместе со скотиной и скарбом. Далее на морском транспорте, конечно, это были не пассажирские комфортабельные лайнеры, а сухогрузы без комфорта. Знали, что покидали свою родную деревню, поселок навсегда. И на первых порах, по прибытию, предположим, на Кунасири расселялись в оставленных японцами домах. И, как рассказывают семьи наших старожилов, японские дома были очень-очень скромными, вся приехавшая семья грелась только в одном пространстве – кухне, где был очаг. Но климат здешний нам знаком, так что замерзали только в зимнее время. В любом случае, для прибывших на острова многодетных семей из далеких краев новая жизнь на новых территориях была спасением от всяких невзгод.
Стоит заметить, что в эти трудные для всей советской страны послевоенные дни находились средства и возможности. В частности, на Сахалин и Курилы поставлялось продовольствие, в том числе и для граждан СССР и граждан Японии с учетом их японской специфики (рис, соевый соус).
Хозяева семей по приезде сразу же распределялись по профессиям. Выбор предлагаемых рабочих мест был большой. Создавались рыболовецкие колхозы, уже работали рыбоконсервные цеха, китокомбинат на Шикотане, агаровые, серные и йодные заводы. Большим спросом пользовались плотники, лесорубы, ведь начиналась большая стройка, необходимо было возводить жилье (общежития), производственные цеха, плавсредства (баркасы для рыбалки), объекты инфраструктуры – больницы, амбулатории, школы, детские сады, клубы.
Такая деталь. На всех предприятиях работали как прибывшие из разных областей СССР, так и оставшиеся здесь, на островах, японские граждане. Но 1 ноября 1946 года вышло распоряжение Сахалинского областного управления по гражданским делам, в котором было объявлено о начале репатриации японского населения. Сначала разрешалось её проводить на добровольных началах только из числа разобщенных японских семей, для чего в г. Холмске на Сахалине был образован переселенческий лагерь на 5 тысяч мест.
Всем руководителям районов Сахалинской области было предписано: Уточнить желание выезда в Японию, в получении сбережений в сберкассах не препятствовать, к вывозу было разрешено вещей до 100 кг на человека, а оставшиеся домашние вещи – скот, строения, мебель, продфураж, овощи, топливо – подлежат передаче по акту местным гражданским властям. Все остающееся у репатриируемых японских граждан движимое и недвижимое имущество надлежит взять на учет, не допуская его уничтожения, порчи и хищения.
Сначала в списки вносили руководителей и владельцев предприятий, чиновников, служащих, лиц, имеющих в Японии членов семьи. Затем отправляли сельских служащих, крестьян. А вот работников, занятых в рыбной и пищевой промышленности, отправляли в последнюю очередь.
В тех далеких сороковых годах прошлого века в Южно-Курильске рыбу и морепродукты добывали на кунгасах, небольших катерах, оборудованных лебедками, с помощью переметов, снереводов и ставных неводов. Рыбаки, члены разных рыбацких артелей выходили и в море, и в родную Южно-Курильскую бухту, а добывали там рыбу всякую – по сезону. Сегодня камбалу, минтай, завтра – горбушу и т.д.
Но вот, как гласит история, в первый год освоения островов (1946) производственный план по добыче рыбы, спущенный Сахалинским облисполкомом и обкомом ВКП (б) для Южно-Курильского района, был провален. Руководство района вышло из положения следующим образом – в только что в созданных рыболовецких колхозах формировались совместные с японскими гражданами бригады прибрежного лова, они были весьма многочисленными. Тогда в бригадах прибрежного лова на Кунашире насчитывалось до 32 человек. Фишка! К каждому советскому рыбаку был приставлен японский рыбак. Японские рыбаки учили наших, как выставлять ставной невод на красную рыбу, как шить сети, и обучали советских граждан прочим рыбацким премудростям. Благодаря этим действиям администрации района уже в 1947 году спущенный сверху план для Южно-Курильского района по добыче рыбы и морепродуктов был успешно выполнен.
Тем не менее первые три года со дня образования Сахалинской области были весьма сложными. Несмотря на старания военных властей, до прибытия на южный Сахалин 19 сентября 1945 года А. И. Микояна, маршала А. М. Василевского, адмирала И. С. Юмашева, вице-адмирала В. А. Андреева на Сахалине и Курилах фактически царила анархия. Хозяйство Курильских островов было в значительной степени дезорганизовано. Представители правительства СССР объехали все Курилы, побывали во всех больших населенных пунктах Сахалина.
Много было непонятного и противоречивого. Часть японского населения хотела остаться на Сахалине и Курилах, зная, что в то время в Японии были безработица, разруха и голод. Здесь же, в СССР (в Южно-Курильском районе), им предоставляли работу, выплачивали зарплату, обеспечивали продовольственными пайками. Другая часть японцев покидала острова и переезжала на Хоккайдо. Но были зафиксированы случаи массового пересечения границы – японцы целыми семьями бежали с о. Хоккайдо на Сахалин или Курилы, пересекая пролив на небольших лодках. И по этому поводу руководство Сахалинской области вынуждено было обратиться к правительству СССР.
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВНАРКОМА СОЮЗА СССР Тов. А. И. Микояну (ноябрь 1946 г.) На Южном Сахалине после решительного пресечения фактов мародерства со стороны отдельных военнослужащих в отношении к местному населению, проводимых мероприятий по снабжению населения продовольствием, предоставления ему работы с оплатой за труд и завоза риса и бобов на зиму 1945-1946 года, в органы администрации и хозорганизации стали поступать заявления от японского населения о разрешении перевезти на Южный Сахалин своих жен, детей и знакомых. Например: в гражданское Управление обратился с заявлением от всего японского населения мэр волости Сиретоко с просьбой разрешить ему выезд на о. Хоккайдо и привезти оттуда несколько сот человек населения на Южный Сахалин на катерах, которые они возьмут на о. Хоккайдо. Причем в заявлении он подчеркивает, что его жена и дети остаются на Южном Сахалине. Несмотря на то, что мы никаких разрешений на привоз семей с о. Хоккайдо на Южный Сахалин не даем, до сего времени происходит контрабандный привоз населения. Только в октябре 1946 г. задержано 253 человека, прибывших с о. Хоккайдо. Большая часть населения, прибывающего с о. Хоккайдо, избегает встречи с пограничниками. Имеются факты побегов и на о. Хоккайдо. Преимущественно это торговцы, бывшие чиновники, спекулянты. Ввиду вышеизложенного, просим Вас разъяснить – как нам относиться к лицам, перебежавшим с о. Хоккайдо? Давать ли и место жительства и работу или направлять обратно? Как отвечать на запросы населения о разрешении привести им с собой на о. Хоккайдо и на о. Сахалин их семьи и на запросы отдельных лиц – японцев, корейцев и китайцев – о разрешении им выехать на родину или послать родственникам письмо. По заявлению перебежчиков с о. Хоккайдо на Курильские острова, весной все рыбаки, работавшие ранее на Курильских островах и южном Сахалине, собираются приехать на Курильские острова и южный Сахалин. Член Военного Совета ДВВО (Леонов) Начальник Гражданского Управления (Д. Крюков) |
ГБУ «Государственный исторический архив Сахалинской области № 1093 ф. 171, оп. 1ед. хр 5, л.л 43.
К сожалению, ответ на данное письмо не найден. Но, судя по обстановке, с 1947 года контроль за передвижением морского транспорта между Сахалином, Курилами и Хоккайдо советскими властями был ужесточен.