Три года назад в Сахалинской области сменилась региональная власть. На смену предыдущей команде пришла новая – во главе с Валерием Лимаренко. 8 сентября 2019 года он был избран губернатором. 3 года – солидный срок. Это вам не «сто дней», когда новоизбранный обычно еще не успевает отойти от горячки предвыборной компании. Сейчас уже можно точно оценить, какое влияние правительство Лимаренко оказало на повседневную жизнь сахалинцев и курильчан.
Для начала исходные данные. Так сказать, прививка от иллюзий.
Первое – в реальном мире губернатор не может махом решить все проблемы, копившиеся десятилетиями. Второе – ресурсов у правительства Лимаренко гораздо меньше, чем у предшественников. Часть доходов от сахалинских нефтегазовых проектов ушла в федеральный бюджет под занавес правления прежнего губернатора Кожемяко. Последствия этого события достались нынешнему главе области.
Пациент – главный
Островная медицина три года назад: бесконечные очереди, приема узкого специалиста надо ждать месяцами. Чтобы получить талончик в областную стоматологию, люди ночуют на улице.
Новая власть первым делом изучила график работы врачей. И произошло чудо – при прежнем количестве медиков талонов на прием стало гораздо больше! Всего лишь разобрались, кто когда приходит на работу и сколько раз пьет чай. По сути, медикам напомнили, что они существуют для пациентов, а не наоборот. Были недовольные? Естественно…
Запись на прием перевели на телефон 1-300. Теперь не надо утром толкаться в кашляющей и чихающей очереди у окошка регистратуры. Достаточно телефона. В целом цифровизация в медицине упростила запись на прием и позволила наладить контроль за ситуацией в каждом районе или больнице. А на основе этой информации уже можно принимать серьезные решения об организации работы учреждений.
Прежний символ доступной медицины для села – старенький фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Из оборудования – стетоскоп, градусник, тонометр, да «скажите: Аааа!». Все остальное – в райцентре или Южно-Сахалинске. И вот разительные перемены. В наших селах появились семь амбулаторий. А также 10 «умных» ФАПов с диагностическим СМАРТ-оборудованием. Пациент прямо в селе проходит обследование, сдает анализы. Результаты по электронной почте попадают лечащему врачу из районной или областной клиники. Тот назначает лечение. В этом году в области появятся еще 13 умных ФАПов. Так и надо, 21 век на дворе.
Прочие проблемы нашей медицины в основном связаны с нехваткой врачей. Их надо приглашать. Но для многих Сахалин и Курилы – почти Марс. Интересно и …страшно. Поэтому мгновенно кадрами отрасль не насытить.
Доверяй, но проверяй
Чтобы понять подход Лимаренко, вспомним историю с аварийным жильем. В начале работы нынешнего правительства Сахалинская область числилась среди лидеров по количеству развалюх. И тут Лимаренко потребовал провести ревизию жилого фонда. Нашлось множество домов, которые угрожают завалиться на голову хозяевам, но при этом аварийными не считаются. А потому жильцам новые квартиры «не светят». По указанию губернатора неучтенные развалюхи включили в планы по расселению.
Ситуация немыслимая с точки зрения обычного чиновника: человек сам себе увеличил объем работы. Вдруг не справится? Тем более, что проблема аварийного жилья даже в самые богатые для сахалинского бюджета годы решалась ни шатко ни валко. Куда спокойней заниматься небольшой задачей и получать награды. А жильцы неучтенных аварийных домов подождут. Ответ – в послужном списке губернатора. Лимаренко выходец из «Росатома», строил атомные электростанции. А в этой сфере цену непроверенных сведений и представить страшно.
При этом за решением губернатора явно крылся точный расчет. Была разработана программа, в которую удалось привлечь федеральные средства, и дело закрутилось. Объемы строительства быстро выросли до рекордных показателей, и область первой в стране завершила переселение из зданий, признанных аварийными до 1 января 2017 года. И деньги нашлись, и квартиры построили. 4000 человек улучшили жилищные условия. В этом году новоселов будет еще больше – 5 тысяч человек. Сдвинулась с мертвой точки застарелая проблема охинцев, чьи дома пострадали от нефтегорского землетрясения 1995 года. Через 27 лет расселили больше тысячи человек.
Не оскудела
Несмотря на сокращение бюджета, сахалинский пакет социальной поддержки остался одним из самых больших в стране. 230 тысяч человек ежегодно получают 200 выплат и услуг. Появились и новые. 90 тысяч жителей области держат в кошельках «Карту сахалинца». Она позволяет получить разнообразные скидки в многочисленных магазинах, аптеках, образовательных и спортивно-развлекательных центрах и экономить приличные суммы.
Еще один пример политики, когда в центре внимания простой человек, – проект «Забота. Защита. Уважение». С подачи губернатора волонтеры обошли 220 тысяч человек. Выяснили, что людей волнует, мешает жить. 83 тысячи наказов передали властям. Результат – 80 процентов наказов уже исполнено.
Закаляйся
Три года в области массово строят спортсооружения. И сегодня на Сахалине живут члены сборных команд России по 32 видам спорта. То есть у них здесь есть все возможности для тренировок. Пользуются сооружениями не только спортсмены высокого полета. Разнообразие позволяет и обычным людям выбрать подходящий вид активности. В результате в прошлом году в Сахалинской области доля граждан, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, оказалась самой большой в России.
Долой несправедливость!
«Газ добываем, а газа не видим». Так говорили сахалинцы в 2018 году. Тогда уровень газификации в регионе был чуть ли не самым низким в стране – 13,9 %. Возмущение обоснованное. Газ – это не только экономия на электроэнергии, но и чистый воздух. Сегодня ситуация иная. Благодаря договоренностям с Газпромом уровень газификации превысил 50 %. А к концу 2025 года регион будет полностью газифицирован. Курилы получат топливо в виде СПГ.
Каждый наш губернатор заявлял, что Сахалину нужен нефтеперерабатывающий завод. Дескать, жидкое топливо, завезенное с материка, увеличивает себестоимость островной продукции и снижает ее конкурентоспособность. Но добиться поддержки президента Владимира Путина удалось только Валерию Лимаренко. Теперь Газпром готовится к исследованиям для обоснования инвестиций.
Завод на острове даст, например, авиакомпании «Аврора» недорогой авиакеросин. Сахалинцы смогут больше летать по области. Тем более, что количество направлений растет. Посадочные площадки для небольших самолетов появились уже в Александровске-Сахалинском и Зональном, в Поронайском и Смирныховском районах. Спрос будет, потому что субсидии из областного бюджета снижают цены на билеты в два раза.
На десерт
Тема коронавируса в последние месяцы ушла на второй план. Между тем, он нанес колоссальный финансовый ущерб всему миру: увольнения, безработица, падение производства... А вот в Сахалинской области – поразительный факт – за время пандемии количество занятых в экономике выросло на 7,5 тысячи человек. Это все, что нужно знать о качестве управления регионом.