Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, отвечая на вопросы журналистов на брифинге 17 июля. Предлагаем нашим читателям стенограмму вышеупомянутого мероприятия:
Вопрос: В некоторых СМИ появилась информация о том, что на саммите «Группы двадцати» Россия отказалась обсуждать с Японией вопрос передачи двух Курильских островов по причине опасений, связанных с военным союзом Японии и США. Верна ли данная информация? Могли бы Вы подробнее рассказать о причинах данного отказа? Ответ: Мы не говорили, что эта информация соответствует действительности. Мы сказали, что это какая-то самодеятельность. Я об этом говорила, отвечая на соответствующий вопрос Владимира Соловьева на канале «Россия-1».
Россия не ведет переговоры с Японией ни о чем другом, кроме как о мирном договоре, если мы говорим в этом контексте. Конечно, мы ведем переговоры в сфере экономики, гуманитарного сотрудничества, но в контексте заданного Вами вопроса мы ведем переговоры с японской стороной о выработке мирного договора на соответствующей платформе.
Все эти придумки, художественный пересказ своими словами того, чего нет, я точно не могу подтвердить.
Отвечая на соответствующий вопрос журналистов, я обратила внимание, что мы с японской стороной договорились, что будем создавать в том числе и соответствующую информационную атмосферу. Мы не будем спекулировать, обоюдно заниматься утечками или другими способами доведения через СМИ своих озабоченностей. Есть вопросы – есть специалисты, которые могут на них ответить. Мы договорились об этом.
Самое главное, что именно японская сторона всегда настаивала на том, чтобы все делалось предельно уважительно, без подключения «мегафонной» дипломатии, а именно – на уровне экспертов. Но, видимо, что-то пошло не так. Мы не в первый раз сталкиваемся с ситуацией, когда японская сторона нарушает эту конструктивную атмосферу, в частности вбросами в японские СМИ. Я не знаю, кто за ними стоит (назывались некие дипломатические источники), но это точно не российская сторона.