вс, 31 авг.
06:33
Южно-Курильск
+14 °С, облачно

БРИГ «ЮНОНА» И ТЕНДЕР «АВОСЬ» НА ЗАЩИТЕ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ

22 августа , 15:00Без рубрики
Фото:

После того как правительство сёгуна Токугава (Бакуфу) даже не пустило на порог для переговоров правительственную миссию Его Императорского Величества, посол Николай Резанов считал себя свободным от всяких условностей во взаимоотношениях с южным соседом.

Порт Петропавловска на Камчатке. XIX век. В июне 1805 года в Петропавловске на Камчатке Резанову становится известно об агрессивных действиях японцев. Мало того, что они захватили Кунашир и Итуруп, они стали чинить препятствия в торговле с айнами этих островов поселения Курилороссия, расположенного в бухте Алеутка на Урупе. А в 1803 году установили на острове пограничный столб о принадлежности Урупа Японии. В 1806 году с целью защиты интересов Российско-Американскойкомпании член совета директоров и сооснователь компании Николай Резанов отправил на Сахалин в Анивский залив, в айнское селение Кусюн-Котан (ныне Корсаков), экспедицию Николая Хвостова на фрегате «Юнона».

8 октября экипаж «Юноны» произвёл торжественный подъём флагов – военного Андреевского и Российско-Американской компании. Своим подчинённым Резанов перед отъездом в Санкт-Петербург отдал распоряжение установить, как коренное население Сахалина воспринимает японцев, нет ли возможности, воспользовавшись их недовольством, вынудить японцев к торговле с Российско-Американской компанией.

В этом он видел альтернативный (помимо калифорнийского) способ снабжения голодавших русских колоний на Аляске. Интересно, уже в 1853 году при учреждении поста Муравьёвский на этом же месте Геннадий Невельской, находясь ранее на службе у Российско-Американской компании, встав во главе учреждённой Амурской экспедиции в 1851 году, это правило нарушил, дав команду поднять только Андреевский флаг. При этом Амурская экспедиция находилась на содержании РАК. Прибыв на Сахалин, Хвостов успешно вступил в контакт с аборигенами (айнами), а вот общего языка с японцами найти не удалось.

Возник конфликт. Русские моряки при поддержке местного населения захватили японские склады. Активную роль в этом играли аборигены, уставшие от угнетавших их японцев.                                                                                                                                                                         По воспоминаниям Хвостова, «позволенным расхищением японских богатых магазинов я привязал сердца их к россиянам». Японские товары на складах в Кусюн-Котане были частично конфискованы, другая партия товаров была передана местным айнам. Хвостов вернулся к берегам Аляски с богатой добычей. В начале 1807 года «Юнона» в сопровождении «Авось» отправилась в рейд на Курильские острова и Сахалин.

Охотское море с прилегающими островами и полуостровом Камчатка. Здесь наиболее интересен о. Александр (Уруп) и расположенное на нём поселение Курило-Россия. Карта опровергает утверждение, что название поселению было дано иностранцами.

1 июня 1807 года корабли подошли к Урупу. Штурман с тендера «Авось» по возвращении с берега доложил, что «видел жилище русских, почти уже обвалившееся, но нет ни следа человеческого и никакого признака недавнего пребывания в сём месте людей; дороги даже поросли травою. Нашел оставленную бочку и несколько фляг, видел над одной могило и крест, а над другою доску с надписью, из коей видно, что доска поставлена в 1805 году в апреле, что Звездочетов, трое промышленных, поселенец и одна женщина померли и что они промышляли на сем острове благополучно».

Хвостов и Давыдов получили подтверждение агрессивных действий японцев, которые стали известны Николаю Резанову от свидетеля тех событий ещё в 1805 году в российском поселении на Урупе, поэтому на этот раз целью экспедиции был именно захват территорий на Курильских островах и Сахалине, а также выживание оттуда японцев.

В возможность договориться с ними в Российско-Американской компании больше не верили. На острове Итуруп, в селении Сяна (ныне город Курильск), находился японский военный гарнизон численностью 300 человек. Несмотря на это, Хвостов и Давыдов высадились на острове и разгромили превосходящего численностью противника, а затем сожгли японскую факторию.

Поселение Рутака в устье большой реки. 1805 год

На Сахалине «Юнона» и «Авось» побывали в Рутаке (ныне город Анива), не оставили без внимания район острова Рисири (ныне Япония), конфисковали товары на японских судах в акватории Анивского залива, которые частично забрали себе, частично раздали айнам. Действия Хвостова и Давыдова получили двоякую оценку. По возвращении в Охотск Давыдов и Хвостов были арестованы, вместо ожидаемой благодарности за захват новых земель.

В Санкт-Петербурге их ожидал суд, не суливший ничего хорошего. Однако следствие неожиданно встало на их сторону, поскольку сами японцы своими агрессивными действиями создали эту ситуацию. Рейд был признан оправданным, офицерам возместили жалование за период с момента ареста в Охотске.

Формально в отношениях с Японией Россия заявляла, что экспедиция была чистой воды самоуправством, однако плодами ее воспользовалась в полной мере - с тех пор Сахалин находился в зоне российского влияния и в итоге остался частью Российской империи. Именно после этого, в 1808 году, русское правительство издало указ о передаче Сахалина в ведение Российско-Американской компании. Появление этого указа ещё раз доказывает: русское правительство считало, что оно вправе распоряжаться всем островом Сахалином как своей неотъемлемой собственностью.

Владимир Чуйко, Редактор центральной библиотечной системы г. Южно-Сахалинска, член Сахалинского отделения Русского географического общества