пт, 18 окт.
19:50
Южно-Курильск
+9 °С, облачно

30 лет со дня Шикотанского землетрясения

4 октября , 12:00Администрация
Фото:

5 октября 1994 года в 00 часов 23 мин. (время сахалинское) произошло землетрясение в районе Курильских островов с эпицентром 120 км восточнее острова Шикотан и глубиной залегания около 33 км, получившее название Шикотанское землетрясение.

Шикотанское землетрясение оказалось самым сильным в Курило-Камчатской сейсмогенной зоне после землетрясения 24 марта 1978 года, когда магнитуда достигла около 7,9. Возникшие при землетрясении 1994 года волны цунами достигли высоты: у островов Малой Курильской гряды  – 5 метров, в Южно-Курильской бухте –  2-5 метров, в бухте Малокурильской на Шикотане – 1,5-5 метров.

В сёлах Крабозаводское и Малокурильское на Шикотане пострадали все 26 производственных  цехов рыбокомбината «Островной», включая шесть рыбоперерабатывающих консервных заводов. Был разрушен и Южно-Курильский рыбокомбинат на Кунашире.

На берег выбросило кунгасы, малые рыболовные сейнеры, танковозы. И большой корабль водоизмещением 62 тыс. тонн и длиной 150 метров. В Крабозаводском из разрушенной емкости в бухту вылилось около 1000 тонн нефтепродуктов.

На острове Кунашир максимальная высота волны достигла 5 метров. В с. Головнино в залив смыло стадо коров из 45 голов. В Южно-Курильской бухте затонуло несколько маломерных судов, другие были выброшены на берег.

Волна цунами разметала деревянные причальные сооружения на Кунашире и Шикотане. Серьезно пострадали здания всех островных электростанций и котельных. 8 % жилых домов района были разрушены, а 85 % оставшегося жилфонда было признано аварийным.

Были разрушены средние школы в селах Малокурильское и Крабозаводское, районная больница на Кунашире и участковая в с. Крабозаводском. В с. Малокурильское было полностью разрушено недостроенное здание дома культуры со спортзалом.

Возвращаясь к той ночи, хочу рассказать о первых впечатлениях. Земля дрожала и гудела. Из нашего 4-подъездного дома по кварталу Юбилейный № 8 в райцентре на улицу выбежали все жильцы. Поначалу никто не кричал, стояли, прижимаясь друг к другу. Хотя стоять было весьма сложно – земля буквально играла и извивалась под ногами. Поскольку дом немаленький, было видно и слышно, как он ходил ходуном – звенела бьющаяся посуда и зеркала, стоял скрип и грохот от падающей в квартирах мебели и холодильников. Накануне было достаточно тепло, и все окна были открыты настежь.

Но стоило одной пожилой женщине запричитать и закричать, как тут же сработал эффект толпы – женщины громко закричали, дети заплакали.

Многие, посмотрев в сторону родного привычного вулкана Менделеева, увидели, что сверху по периметру он окружен яркой сине-серебристой лентой, а над вулканом периодически сверкают молнии.

Через 10 минут подземный гул немного стих, и полураздетый народ стал было возвращаться в свои квартиры. Но вновь произошел сильный толчок, и люди, успев накинуть на себя какую-то одежду, не успев обуться, снова выбежали на улицу.

Я с кинокамерой побежал на центральную площадь, поближе к зданию администрации. Туда уже пришли мэр Николай Андреевич Покидин, его первый заместитель Николай Сергеевич Овчинников, еще несколько работников администрации. Было очень темно, светили карманными фонариками, и я – фонарем своей кинокамеры. На лицах пришедших чиновников – растерянность. Телефоны не работали, заходить в шлакоблочное здание районной администрации было опасно.

Подъехал Николай Константинович Процько, директор Южно-Курильского рыбокомбината. У него оказалась при себе портативная рация, и он предложил мэру связаться с плавбазой, стоящей на внешнем рейде возле Кунашира.  Рыбокомбинат накануне работал с этим плавучим заводом, сдавал туда свою продукцию. Мэр района Н. Покидин через капитана плавбазы доложил на Сахалин: «Мы живы на Кунашире, как обстоят дела на соседнем Шикотане – неизвестно, о жертвах и разрушениях пока никакой информации нет, минут через 20-30 должна подойти первая волна цунами».

Передав информацию на Сахалин в областную администрацию, капитан сообщил, что в Южно-Сахалинске сначала подумали, что наши острова вообще исчезли, так как в течение получаса после сообщения дежурных областной сейсмостанции о первом подземном толчке никто не отзывался ни с Кунашира, ни с Шикотана.

Подземные толчки продолжались, к ним уже стали привыкать. Затем многие жители райцентра на своих машинах  поехали посмотреть, как придет волна цунами, правда, никто ничего не увидел. Стоя на сопке, можно было только слышать сильный гул надвигающейся волны. Волна поднялась в устье реки Серебрянки на высоту около 6 метров.

И там на самом берегу ранее стоял недавно построенный частный дом. Его хозяйка, услышав шум приближающейся волны цунами, с большим трудом разломала входную дверь и, схватив малолетнего сына, сумела пролезть в проломленную дверь, ухватиться за стоящий на улице столб, тем самым и спасла себе и сыну жизнь. А дом поехал дальше, точнее поплыл далее к болоту. Домик упал сначала на бок, а затем, под действием очередной волны цунами, «встал на ноги» на болоте. Его хозяйка рано утром рассказывала нам, журналистам и всем жителям райцентра про эти испытания. Сюжет с этим печальным интервью мы показали уже вечером по местному каналу южно-курильского ТВ. И еще одна деталь  к данному

эпизоду. В то время, пока женщина спасала себя и сына, ее супруг в это же примерно время находился на судне на внутреннем рейде, прибывшим из Японии.. Рыбаки также почувствовали подземные толчки, но когда рассвело, этот рыбак, муж пострадавшей, даже в бинокль не увидел своего родного дома на берегу бухты.

Всю ночь жители Южно-Курильска просидели в своих автомобилях или у костров. Как только рассвело, можно было наблюдать такую картину – несколько десятков легковушек и джипов сгруппировались на центральной  площади вокруг памятника В. И. Ленину, как будто ища у него защиты. Южнокурильчане посчитали, что центральная площадь была наиболее безопасным местом в райцентре.

Жители с большой опаской возвращались в свои жилища, особенно, если те до землетрясения были уже в аварийном состоянии. Погода стояла теплая, и потому многие в течение следующих двух недель предпочитали ночевать в гаражах, сараях, палатках и парниках.

А 5 октября в 8 часов утра в одноэтажном здании почты мэр Н. А. Покидин провел первое заседание районного штаба. Собрались руководители предприятий, отделов администрации, представители федеральных ведомств. Подвели предварительные итоги. Они были весьма неутешительными.

В этот же день во второй половине дня мэр района, представители областной администрации, областного штаба ГО и ЧС вылетели на военном вертолете на Шикотан. Подлетев к острову со стороны сопки № 412, мы в течение 40 минут летали над образовавшимся ночью огромным разломом. Хорошо, что он был за пределами с. Малокурильское.

Стихия причинила огромный материальный ущерб экономике Южно-Курильского района – 214 млрд рублей.

В тот период в Курильском на Итурупе и Южно-Курильском  (Кунашире и Шикотане) районах проживало примерно 19 тысяч человек. Ночная  стихия унесла жизни 11 человек.  На Шикотане погибла малолетняя девочка, которая на момент первого подземного толчка оставалась одна в доме и была убита свалившемся сверху тяжелым предметом. Молодой офицер, женщина на том же Шикотане погибли при выходе из многоквартирного жилого дома в военном городке. Братской могилой для восьми человек стал военный госпиталь на острове Итуруп. Три недели работали спасатели, чтобы извлечь тела погибших из-под развалин здания.

Федеральный центр и администрация Сахалинской области оперативно приняли меры для оказания срочной помощи району. Уже 7 октября вышло специальное постановление правительства России, была создана чрезвычайная комиссия и единый фонд экстренной помощи. На острова стала поступать гуманитарная помощь из Южно-Сахалинска и Японии. Тогда уже как два года продолжались безвизовые обмены между гражданами Японии и жителями Кунашира, Шикотана и Итурупа. И японская сторона, согласовав список необходимых вещей с мэром Н. Покидиным, на третий день отправила целый караван морских судов на Кунашир. В качестве гуманитарной помощи японское правительство доставило на южные Курилы большой автокран, шанцевые инструменты, бытовую технику, медикаменты.

Дважды на Курилах в октябре 1994 года побывал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Юрий Федорович ЯРОВ, который своими глазами увидел масштабы трагедии на островах. Он многое сделал для курильчан. Жителям, пострадавшим от стихии, правительство РФ выплатило компенсации за нанесенный материальный ущерб и утраченное жилье. А позже было построено жилье в различных регионах страны для желающих покинуть острова.

Именно Юрий Яров многое сделал для курильчан. Всем жителям, пострадавшим от стихии, выплатили компенсации за понесенный материальный ущерб и утраченное жилье. Были выделены большие средства администрациям районов для ремонтно-восстановительных работ на социальных объектах.

Огромную работу в тот период проделал тогдашний мэр Южно-Курильского района Николай Андреевич Покидин. Большинство его предложений, ранее казавшихся просто фантастическими для многих курильчан,  благодаря его настойчивости и целеустремленности, воплотились в жизнь. До сих пор и те, кто остался на островах, и те, кто переехал в новые квартиры в различных уголках России, с теплотой и благодарностью вспоминают этого человека.

Различной силы подземные толчки сотрясали островную землю почти два месяца. Из 13 тысяч человек, проживавших в районе до 5 октября, около половины решили больше не испытывать судьбу и покинули острова. Кунашир и Шикотан на долгие годы фактически обезлюдели. Старожилы отмечают, что после 5 октября на двух островах разрослись поселковые  кладбища. Люди погибали от пережитых стрессов, обострившихся почти у каждого хронических заболеваний.

С 5 октября в Южно-Курильске было возобновлено вещание местного телеканала «ЮК-ТВ». Каждый вечер в 20 часов в новостях местного ТВ жители могли узнать все новости, касающиеся жизни островов, произошедшие за день.

Ежедневно вертолетами на острова прилетали чиновники из администрации Сахалинской области, из Москвы. И почти все, включая ученых различных НИИ, после короткого пребывания на островах обязательно выступали по местному телеканалу.

В те годы аэропорт в Менделеево был закрыт на реконструкцию. На линии Корсаков-Курильские острова ходил теплоход, между Кунаширом и сахалином летали два гидросамолета БЕ-12, принадлежавшие одной сахалинской частной авиакомпании.

Позже, в 1995-1997 годах, российское правительство построило или выкупило жилье в различных регионах страны – Красноярском  и Приморском краях, в Омской, Сахалинской,  Пензенской, Тверской, Тамбовской, Ленинградской и Московской областях. 1260 семей из двух Курильских административных районов воспользовались правом получить там квартиры и выехали с островов.

Правительство РФ направило в администрацию области для ликвидации последствий шикотанского землетрясения из своего резервного фонда несколько десятков миллиардов рублей. Но, к сожалению, до района дошли  не все средства.

Счетная Палата РФ, которая по поручению Госдумы провела весной 1997 года проверку использования средств, выделенных из госбюджета на аварийно-восстановительные работы, выявила целую массу вопиющих нарушений. По причине отсутствия должного контроля до южных Курил дошли далеко не все выделенные правительством средства – часть осела в различных предприятиях, организациях Сахалинской области, так и не попав на острова Курильские.

Нет ничего более постоянного, чем временные постройки. В таких «временных домиках», завезенных из Приморского края и Сахалинской области, жители Кунашира и Шикотана прожили с 1995 до 2020 года.

На больших десантных кораблях из Корсакова на Курильские острова доставлялась автотракторная техника. Правда и здесь не обошлось без ложки дегтя. Я был свидетелем такого эпизода. Одна сахалинская строительная компания отправила на остров Шикотан в порядке гуманитарной помощи большой трактор, но завезти его при выгрузке не смогли, а позже в бардачке кабины трактора обнаружили записку от совестливого сахалинского тракториста, который сообщал будущим хозяевам-курильчанам о неполадках и слабых сторонах машины. «И вообще, – писал этот добрый человек, – этот трактор вряд ли заведется».

Желающие покидали острова на больших десантных кораблях. Выезжающих с островов граждан в областном центре расселяли в загородном профилактории, было организовано трехразовое питание в ресторане гостиницы «Турист». К примеру, полноценный обед с фруктами накрывали на 80 человек, а фактически трапезничало всего 10-15 курильчан, находящихся в тот момент в областном центре. А это, естественно, стоило немалых денег. Подобные неоправданные расходы были повсюду.

Ежедневно в район прилетало много гражданских и военных вертолетов. На южные Курилы приезжали сотрудники РАН, ученые-вулканологи, сейсмологи, члены правительства страны. Но порой прилетала группа из 4-5 человек, далеких от науки, областной администрации и правительства страны. Они, оказывается, пользуясь возможностью и связями просто очень хотели посмотреть на шикотанские разломы и последствия разрушительного землетрясения на островах. Все бы ничего, но счета за аренду этих вертолетов при любых пассажирах выставляли позже непременно администрации нашего района. Мэр Николай Покидин прекратил эти экстремальные туристические поездки за счет районного бюджета.

В порядке гуманитарной помощи в наш район были завезены материалы для строительства жилых деревянных домов. Завезли большую партию бруса, а вот сопутствующую фурнитуру к оконным и дверным проемам, в том числе и стекло для остекленения оконных рам, почему-то не отгрузили в Корсаковском порту, и при получении бруса мы не увидели и на Шикотане, для кого были предназначены эти разборные дома. Чуть позже полученный  брус администрация реализовала для населения.

В ту пору на Кунашире работал частный телевизионный канал. Местные передачи смотрели жители райцентра, п. Горячий Пляж и Лагунное. Передачи выходили в эфир ежедневно, кроме воскресенья. И вот, во второй половине дня после ночного землетрясения мэр Николай Покидин вместе с представителями МЧС Сахалинской области на военном вертолете полетел на Шикотан. Мы в течение 40 минут летали над островом. Был хорошо виден  разлом земли, возникший после ночного подземного толчка и начинавшийся у подножия известной Шикотанской сопки № 412 и продолжающийся на полтора километра до самого с. Малокурильского.

С вертолета были хорошо видны и все разрушенные здания, объекты рыбопромышленного комплекса Шикотана. По возвращению на Кунашир мы быстро смонтировали отснятый видеоматериал, и уже вечером 5 октября его увидели жители Кунашира.

А утром следующего дня наш местный бард, известный композитор и исполнитель Сергей Старжинский пришел в телестудию. Он, оказывается, накануне посмотрел этот видеоматериал о шикотанских разломах и разрушениях после стихии и тут же ночью написал стихи и наложил на музыку. Родилась ставшая впоследствии популярной песня о Шикотанском землетрясении. Естественно, что мы его записали и позже постоянно по местному ТВ-каналу показывали свой клип о прошедших событиях и  эту песню.

 

Эта же песня звучит и в наших документальных фильмах о Курилах «70 лет Южным Курилам», «75 лет Южно-Курильскому району».             

С. Киселёв