Из истории Шикотанской морской бригады пограничных сторожевых кораблей

29 июля 2022, 19:13Статьи
Фото:

Курильская десантная операция началась и завершилась к сентябрю 1945 г, центральное место в ней занимали бои за остров Шумшу. Ряд пограничных кораблей, обеспечивающих десантные операции по освобождению Кореи и Южного Сахалина, впоследствии вошел в боевое ядро Шикотанской морской бригады.

Современный пограничный корабль

      Сразу же после окончания Второй мировой войны, учитывая острую необходимость в охране морских рубежей в южной оконечности Курильской гряды, приказом НКВД СССР № 001125 от 2 октября 1945 года было закреплено решение о создании на базе кораблей 5-го дивизиона «ПК» 62 МПО Приморского округа Отдельного дивизиона пограничных кораблей с местом дислокации на острове Шикотан.      Формирование части было поручено капитан-лейтенанту Аршинову, который приступил к выполнению поставленной задачи 12 декабря 1945 года. В конце декабря 1945 года формирование было закончено. В состав дивизиона первыми вошли корабли ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18. Это были корабли проекта МО-4, заслужившие неувядаемую славу в годы войны с фашистской Германией и Японией. Быстроходные, с высокой маневренностью, они стали основной силой вновь созданной части. 11 января 1946 года части было присвоено наименование – 27 Отдельный дивизион пограничных кораблей Сахалинского округа.      В период с 16 по 17 мая корабли дивизиона в полном составе совершили переход из порта «Отомари» (ныне порт Корсаков) к Шикотану и 17 мая в 17 часов стали на якорь в бухте Малокурильская.      23 мая 1946 года личный состав трех пограничных кораблей и береговой команды приступил к строительству базы дивизиона, а личный состав ПК-13, ПК-14, ПК-16 – к охране государственной границы СССР в районе Малой Курильской гряды.       Пирсов и причалов не было, поэтому встали на якорь в Малокурильской бухте и на шлюпках сошли на берег выбирать место для строительства базы. Нужны были пирс, склад ГСМ, мастерские, казармы, слип, камбуз, склады для боезапаса, а также жилые дома для семей военнослужащих.      Лес для строительства валили возле речек и отправляли вниз. Емкости для ГСМ таскали вручную. Камни для фундаментов зданий собирали на отливах. Было очень тяжело, но, несмотря на непростые условия быта и службы, личный состав успешно выполнял задачу по охране государственной границы.      Нелёгкое это было время. У командиров кораблей о местных бухтах и заливах информация была весьма приблизительная. Предстояло осваивать новый район плавания без точных карт, пособий, навигационного оборудования, радиолокации, в сложных гидрометеорологических и климатических условиях. Корабли типа МО-4 могут ходить при состоянии моря не выше шести баллов, однако район Южной Курильской гряды Тихого океана изобилует штормами, намного превышающими шесть баллов.       Много усилий приложили к освоению проливов, бухт и подходов к островам. Они научились водить корабли в любое время, в сплошные туманы и в самую плохую погодy. 

      16 июня 1946 г., ровно через месяц после прибытия на новое место дислокации, ПК-14 под командованием капитан-лейтенанта Ветрова задержал в районе острова Полонского первую японскую шхуну за незаконный промысел в советских водах.      Командиры и личный состав кораблей учились разгадывать хитрости и уловки нарушителей. Известно, что нарушители чаще всего используют для перехода границы в наших водах густые туманы, которые являются хорошими прикрытием.

Под видом рыбаков советскую границу переходили шпионы иностранных разведок. Это происходило обычно в период массового лова.       Таким образом, уже за первый год службы дивизион мог рапортовать Родине, что он с честью справляется с поставленной перед ним задачей. Об этом свидетельствовали целый ряд задержанных шхун, успехи моряков в боевой учебе, а также появление новых сооружений и зданий на необжитом шикотанском берегу.

      Навигация следующего года была встречена дивизионом во всеоружии. В исключительно трудных условиях моряки провели зимний судоремонт, и ранней весной 1947 года на службу вышли хорошо подготовленные к плаванию корабли. Сразу же начались новые встречи с нарушителями границы.

 ПК-16 в момент массового лова лосося задержал на первый взгляд обычную японскую шхуну. На ней были обнаружены краболовные сети и свежевыловленный краб. Появление в советских водах капитан объяснил случайностью, чрезмерным увлечением ловлей крабов при плохой видимости.

      Однако от зоркого глаза советских пограничников не удалось скрыть фотоаппараты и пачки советских денег. Впоследствии два члена команды так называемой рыболовной шхуны были разоблачены как агенты американской разведки. У них была найдена также карта советских островов с пометками мест возможной высадки. Весной 1948 года морбригада пополнилась новыми кораблями.

    Летом 1948 года ПК-33 обнаружил у наших берегов сразу пять японских шхун. Не теряя времени, командир начал сближаться с нарушителями границы с целью задержать сразу всех. Умело маневрируя, ПК-33 с полного хода высаживал на шхуны по несколько человек из досмотровой группы, и через некоторое время все шхуны лежали в дрейфе. Выстроив их в строй кильватера, пограничный корабль начал конвоировать задержанных. В этот момент на концевой шхуне на матроса Криушина набросился вооруженный ножом один японец.  Матрос Криушин не растерялся И, не считая нужным применить оружие, одним ударом выбил нож из рук японца, а вторым – выбросил его за борт. Все пять шхун были благополучно приконвоированы к месту назначения.

      Так в борьбе с трудностями мужали и крепчали молодые моряки-пограничники. С каждым годом вместе с ростом их мастерства росло количество задержаний нарушителей государственной границы.

       Наряду с успешными действиями по задержанию и разоблачению агентов американо-японской разведки, пограничные корабли дивизиона также успешно выполняли вторую важнейшую задачу – охрану морских богатств нашей Родины. Количество задержанных японских судов увеличивалось с каждым годом.

       Большим испытанием для всего личного состава дивизиона явился тайфун в январе 1960 года. Сила ветра достигала 54 метров в секунду. Тяжело пришлось «Большому охотнику» под командованием офицера Черкасова, который был захвачен тайфуном на открытом рейде Южно-Курильска. В течение 2 суток корабль боролся с разбушевавшейся стихией. Ветром сломало мачту, корпус обледенел и кораблю грозила гибель, но личный состав победил в этой битве. «Большой охотник» капитан-лейтенанта Долгачёва в это время укрывался от шторма в бухте Касатка. В самый разгар тайфуна командир получил приказание выйти на поиск и оказание помощи десантной барже, которую тайфун вынес в океан. Несмотря на усилия всего личного состава, баржу найти не удалось. Возвращаясь в бухту, корабль обнаружил терпящий бедствие гражданский буксир. Моряки помогли этому суденышку благополучно зайти в бухту.      Много бед наделал тайфун и в базе, где личному составу пришлось бороться за каждый дом, каждое здание.

       В 1960 году дивизион постигло еще одно несчастье: отголосок чилийского землетрясения-цунами. Гигантская волна, как разъяренный зверь, бросалась на корабли и береговые постройки. Как щепки, швыряла она многотонные корабли. В одно мгновение оказался на берегу разгружающийся пограничный транспорт № 5.

       Родина высоко оценила заслуги шикотанского морского дивизиона в деле охраны государственной границы СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР часть военнослужащих была награждена орденом Красной Звезды за заслуги в деле обеспечения государственной безопасности СССР.

      3 марта 1968 года начальник Войск Тихоокеанского пограничного округа генерал-майор тов. Секретарёв К. Ф. от имени Верховного Совета СССР вручил бригаде орден Красной Звезды.

      На основании приказа Председателя КГБ при СМ СССР № 022 от 29 января 1968 года бригада стала именоваться – 8 Отдельная ордена Красной Звезды бригада сторожевых кораблей пограничных войск КГБ при СМ СССР.

     

Пограничные корабли заходят в Малокурильскую бухту, 1946 год

Высоко оценены были и заслуги личного состава части в деле охраны границы наших дальневосточных рубежей. За время существования морской бригады большая группа военнослужащих была награждена высокими правительственными наградами:

      - орденом Ленина - 3 человека;

      - орденом Красного Знамени -18 человек;

      - орденом Отечественной войны I и II ст.  - 4 человека;

      - орденом Красной Звезды    - 79 человек;

      - медалью «За отвагу»    - 2 человека;

      - медалью «За боевые заслуги»  -108 человек;

      - медалью Ушакова    - 3 человека;

      - медалью «За отличие в охране государственной границы СССР»  - 316 человек.

Шикотанские моряки-пограничники продолжают нести службу в 2007 году по приказу директора ФСБ России на базе Рущукского ордена Богдана Хмельницкого 2-ой степени  пограничного отряда и Шикотанской отдельной морской бригады пограничных сторожевых кораблей была образована Служба в рабочем поселке Южно-Курильск Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России. В настоящее время – Служба в р.п. Южно-Курильск Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области. Сегодня перед моряками-пограничниками отряда сторожевых кораблей стоит задача по борьбе с трансграничной преступностью: противодействие незаконной добыче и вывозу морепродуктов, терроризму, контрабанде, распространению наркотиков, пресечение деятельности преступных сообществ.