Сразу же после окончания Второй мировой войны, учитывая острую необходимость в охране морских рубежей в южной оконечности Курильской гряды, приказом НКВД СССР № 001125 от 2 октября 1945 года было закреплено решение о создании на базе кораблей 5-го дивизиона «ПК» 62 МПО Приморского округа Отдельного дивизиона пограничных кораблей с местом дислокации на острове Шикотан. Формирование части было поручено капитан-лейтенанту Аршинову, который приступил к выполнению поставленной задачи 12 декабря 1945 года. В конце декабря 1945 года формирование было закончено. В состав дивизиона первыми вошли корабли ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18. Это были корабли проекта МО-4, заслужившие неувядаемую славу в годы войны с фашистской Германией и Японией. Быстроходные, с высокой маневренностью, они стали основной силой вновь созданной части. 11 января 1946 года части было присвоено наименование – 27 Отдельный дивизион пограничных кораблей Сахалинского округа. В период с 16 по 17 мая корабли дивизиона в полном составе совершили переход из порта «Отомари» (ныне порт Корсаков) к Шикотану и 17 мая в 17 часов стали на якорь в бухте Малокурильская. 23 мая 1946 года личный состав трех пограничных кораблей и береговой команды приступил к строительству базы дивизиона, а личный состав ПК-13, ПК-14, ПК-16 – к охране государственной границы СССР в районе Малой Курильской гряды. Пирсов и причалов не было, поэтому встали на якорь в Малокурильской бухте и на шлюпках сошли на берег выбирать место для строительства базы. Нужны были пирс, склад ГСМ, мастерские, казармы, слип, камбуз, склады для боезапаса, а также жилые дома для семей военнослужащих. Лес для строительства валили возле речек и отправляли вниз. Емкости для ГСМ таскали вручную. Камни для фундаментов зданий собирали на отливах. Было очень тяжело, но, несмотря на непростые условия быта и службы, личный состав успешно выполнял задачу по охране государственной границы. Нелёгкое это было время. У командиров кораблей о местных бухтах и заливах информация была весьма приблизительная. Предстояло осваивать новый район плавания без точных карт, пособий, навигационного оборудования, радиолокации, в сложных гидрометеорологических и климатических условиях. Корабли типа МО-4 могут ходить при состоянии моря не выше шести баллов, однако район Южной Курильской гряды Тихого океана изобилует штормами, намного превышающими шесть баллов. Много усилий приложили к освоению проливов, бухт и подходов к островам. Они научились водить корабли в любое время, в сплошные туманы и в самую плохую погодy.
16 июня 1946 г., ровно через месяц после прибытия на новое место дислокации, ПК-14 под командованием капитан-лейтенанта Ветрова задержал в районе острова Полонского первую японскую шхуну за незаконный промысел в советских водах. Командиры и личный состав кораблей учились разгадывать хитрости и уловки нарушителей. Известно, что нарушители чаще всего используют для перехода границы в наших водах густые туманы, которые являются хорошими прикрытием.
Под видом рыбаков советскую границу переходили шпионы иностранных разведок. Это происходило обычно в период массового лова. Таким образом, уже за первый год службы дивизион мог рапортовать Родине, что он с честью справляется с поставленной перед ним задачей. Об этом свидетельствовали целый ряд задержанных шхун, успехи моряков в боевой учебе, а также появление новых сооружений и зданий на необжитом шикотанском берегу.
Навигация следующего года была встречена дивизионом во всеоружии. В исключительно трудных условиях моряки провели зимний судоремонт, и ранней весной 1947 года на службу вышли хорошо подготовленные к плаванию корабли. Сразу же начались новые встречи с нарушителями границы.
ПК-16 в момент массового лова лосося задержал на первый взгляд обычную японскую шхуну. На ней были обнаружены краболовные сети и свежевыловленный краб. Появление в советских водах капитан объяснил случайностью, чрезмерным увлечением ловлей крабов при плохой видимости.
Однако от зоркого глаза советских пограничников не удалось скрыть фотоаппараты и пачки советских денег. Впоследствии два члена команды так называемой рыболовной шхуны были разоблачены как агенты американской разведки. У них была найдена также карта советских островов с пометками мест возможной высадки. Весной 1948 года морбригада пополнилась новыми кораблями.
Летом 1948 года ПК-33 обнаружил у наших берегов сразу пять японских шхун. Не теряя времени, командир начал сближаться с нарушителями границы с целью задержать сразу всех. Умело маневрируя, ПК-33 с полного хода высаживал на шхуны по несколько человек из досмотровой группы, и через некоторое время все шхуны лежали в дрейфе. Выстроив их в строй кильватера, пограничный корабль начал конвоировать задержанных. В этот момент на концевой шхуне на матроса Криушина набросился вооруженный ножом один японец. Матрос Криушин не растерялся И, не считая нужным применить оружие, одним ударом выбил нож из рук японца, а вторым – выбросил его за борт. Все пять шхун были благополучно приконвоированы к месту назначения.
Так в борьбе с трудностями мужали и крепчали молодые моряки-пограничники. С каждым годом вместе с ростом их мастерства росло количество задержаний нарушителей государственной границы.
Наряду с успешными действиями по задержанию и разоблачению агентов американо-японской разведки, пограничные корабли дивизиона также успешно выполняли вторую важнейшую задачу – охрану морских богатств нашей Родины. Количество задержанных японских судов увеличивалось с каждым годом.
Большим испытанием для всего личного состава дивизиона явился тайфун в январе 1960 года. Сила ветра достигала 54 метров в секунду. Тяжело пришлось «Большому охотнику» под командованием офицера Черкасова, который был захвачен тайфуном на открытом рейде Южно-Курильска. В течение 2 суток корабль боролся с разбушевавшейся стихией. Ветром сломало мачту, корпус обледенел и кораблю грозила гибель, но личный состав победил в этой битве. «Большой охотник» капитан-лейтенанта Долгачёва в это время укрывался от шторма в бухте Касатка. В самый разгар тайфуна командир получил приказание выйти на поиск и оказание помощи десантной барже, которую тайфун вынес в океан. Несмотря на усилия всего личного состава, баржу найти не удалось. Возвращаясь в бухту, корабль обнаружил терпящий бедствие гражданский буксир. Моряки помогли этому суденышку благополучно зайти в бухту. Много бед наделал тайфун и в базе, где личному составу пришлось бороться за каждый дом, каждое здание.
В 1960 году дивизион постигло еще одно несчастье: отголосок чилийского землетрясения-цунами. Гигантская волна, как разъяренный зверь, бросалась на корабли и береговые постройки. Как щепки, швыряла она многотонные корабли. В одно мгновение оказался на берегу разгружающийся пограничный транспорт № 5.
Родина высоко оценила заслуги шикотанского морского дивизиона в деле охраны государственной границы СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР часть военнослужащих была награждена орденом Красной Звезды за заслуги в деле обеспечения государственной безопасности СССР.
3 марта 1968 года начальник Войск Тихоокеанского пограничного округа генерал-майор тов. Секретарёв К. Ф. от имени Верховного Совета СССР вручил бригаде орден Красной Звезды.
На основании приказа Председателя КГБ при СМ СССР № 022 от 29 января 1968 года бригада стала именоваться – 8 Отдельная ордена Красной Звезды бригада сторожевых кораблей пограничных войск КГБ при СМ СССР.
Высоко оценены были и заслуги личного состава части в деле охраны границы наших дальневосточных рубежей. За время существования морской бригады большая группа военнослужащих была награждена высокими правительственными наградами:
- орденом Ленина - 3 человека;
- орденом Красного Знамени -18 человек;
- орденом Отечественной войны I и II ст. - 4 человека;
- орденом Красной Звезды - 79 человек;
- медалью «За отвагу» - 2 человека;
- медалью «За боевые заслуги» -108 человек;
- медалью Ушакова - 3 человека;
- медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» - 316 человек.
Шикотанские моряки-пограничники продолжают нести службу в 2007 году по приказу директора ФСБ России на базе Рущукского ордена Богдана Хмельницкого 2-ой степени пограничного отряда и Шикотанской отдельной морской бригады пограничных сторожевых кораблей была образована Служба в рабочем поселке Южно-Курильск Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России. В настоящее время – Служба в р.п. Южно-Курильск Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области. Сегодня перед моряками-пограничниками отряда сторожевых кораблей стоит задача по борьбе с трансграничной преступностью: противодействие незаконной добыче и вывозу морепродуктов, терроризму, контрабанде, распространению наркотиков, пресечение деятельности преступных сообществ.