Некогда айны жили и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах.
Русские мореплаватели разведали и доложили царскому правительству о том, что далёкие земли населяют курильцы. И в 1779 году своим указом Екатерина II освободила курильцев (древних жителей Курильских островов айнов), принявших русское подданство, от всех податей.
Ранее острова всего Курильского архипелага не имели конкретных названий. Каждому был присвоен порядковый номер. Так продолжалось до 19 века. Позже каждый остров получил айнское название. Остров Кунашир –Кунасири, что означает «Чёрный остров», Шикотан – Сикотан, «лучшее место».
В настоящее время в Японии насчитывается 30 тысяч айнов. Из них 25 тысяч человек проживают на острове Хоккайдо, остальные – на острове Хонсю. Айны полностью перешли на японский язык, а айнский считается практически мёртвым языком.
4 сентября в городе Саппоро на острове Хоккайдо при поддержке японского правительства прошел международный симпозиум по развитию туризма и пропаганде культуры аборигенных народов. В повестке мероприятия заявлено, что оно посвящено сбережению местной природной среды, развитию устойчивого туризма. Но главной темой для обсуждения встала защита прав аборигенных народов. Прежде всего коренной народности острова – айнов.
Директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова в рамках Восточного экономического форума прокомментировала очередное появление в геополитической повестке темы айнов. Она заявила, что ряд международных структур выступает с нелицеприятными оценками шагов Токио в связи с продолжающейся дискриминацией этой народности и формальным характером мер по повышению уровня жизни её представителей.
– Есть сомнение, что озабоченность, о которой столько говорят японские власти в контексте айнской проблематики, проистекает из настоящего, искреннего желания проявить заботу и участие в судьбе айнов, сохранить остатки самобытной культуры, – рассуждает официальный представитель МИД. – Возможно, что это некая находка в плане оправдания незаконных территориальных претензий на российские Южные Курилы. Заход, как они считают, беспроигрышный. Разыграть национальную карту, говорить об озабоченности в связи с уровнем жизни айнов, а на самом деле просто прикрыть ту информационную кампанию, которую они опять же проводят в отношении нашей страны.
Что же касается притязаний на Курильские острова, то Японией продолжает использоваться в том числе и тезис о якобы «коренном населении айнов» там, которых в Японии в последнее время стали все настойчивее относить к японскому коренному населению. При этом японским правительством так и не выполняются уже озвученные претензии активистов-айнов: приведение национального законодательства об айнах в полное соответствие с положениями профильной конвенции ООН, немедленное предоставление нацменьшинству права на продолжение традиционного рыбного промысла без ограничений», - пишет политолог Валерий Куликов.
Вместо восстановления прав людей, которые угнетались на протяжении многих веков, Токио пытается использовать их в своих культурных и туристических проектах. Япония надеется заручиться поддержкой айнской общины, чтобы оспорить итоги Второй мировой воны и получить острова, которые в результате справедливой победы отошли России. Аборигенный народ правительство Японии использует вовсе не для восстановления исторической справедливости, а в своих личных интересах.
«В случае возвращения Японии хотя бы части Курильских островов, вряд ли айнам была бы отдана хотя бы малая доля их родной земли. Сегодня почти ничего в их нынешнем облике не напоминает о крепких, светлокожих и ясноглазых воинах, которыми они были много веков назад. А пока что в конституции страны чётко зафиксировано, что Япония – это мононациональное государство и все его жители исключительно – японцы», - пишет в статье для Eastrussia Алевтина Гольд.
Таким образом правительство Токио заявляет о заботе об аборигенных народах, но на самом деле ничего не делает для того, чтобы сделать жизнь айну лучше.
На фото: Этнографический ансамбль айнов выступает перед жителями трех Курильских островов (Итуруп, Шикотан и Кунашир) – членами безвизовой делегации в Доме культуры г. Обихиро в префектуре Хоккайдо в 2007 году.