чт, 31 окт.
14:49
Южно-Курильск
+10 °С, ясно

Воспоминания старожилов о школах на южных Курилах

16 ноября 2023, 10:00Культура
Фото:

В год педагога и наставника мы продолжаем публиковать рассказы о школах, детских садах и педагогах. В этот раз предлагаем вам прочитать воспоминания старожилов Кунашира и Шикотана о системе образования с 50-х годов.

В 1948 году высадилось с парохода «Гоголь» 6 семей. До 1952 года жили в п. Алёхино. В поселке было много корейцев и японцев, поэтому было 3 школы - русская, корейская и японская.  Все школы были в одном здании, до обеда учился 1 -2 класс, после обеда 3-4 классы.

В 1949-1951годах приехало много переселенцев и поэтому ввели 7-летку, построив для этого еще одну школу. Сейчас на заставе Алёхино, на фундаменте этой школы стоит сарай.

Из воспоминаний Суковатицыной В. М.

Я училась в начальных классах в малокомплектной школе. В классе стояло три парты, сейчас уже таких нет, деревянные, с откидной верхней крышкой, печка. Занимались первый, второй и третий класс одновременно в одном классе. Учитель даст мне задание, например писать палочки или буквы, и затем занимается с третьим классом. В здании школы жил и сам учитель. Это был 1953 - 1954 год.

Когда шли в школу, мы брали с собой завтраки, нас как сейчас никто не кормил. Обычно брали кусочек хлебушка с маслицем мама давала.

Мы, те дети 1950-х годов досыта не наедались никогда. Картофель сухой, морковь сухая, молоко сухое с этого готовили. Корова у нас появилась только в 1956 году, мама доит, а мы с братом уже стоим с кружками.

На большие праздники мама конфеты нам покупала, делила на всех детей одинаково по кучкам. Мандарины впервые появились году 1967, я тогда в 6-ом классе училась. Эти первые мандарины на новый год я помню. Мама принесла, украсила елку. Елку новогоднюю тогда совсем иначе украшали, яблочками, конфетками, так все тогда украшали, самодельными игрушками из бумаги, вырезали звездочки, клеили бумажные цепочки. Так украшали и дома и в школе.

Школьная форма того времени - коричневое платье и черный фартук. На физкультуру ходили в штанах шароварах. Резинка на талии и внизу около щиколотки. В таких и на физкультуру, и на сельхозработы, и на ремонт школы. На сельхоз работы мы начинали ездить класса с 5-ого, копали картошку

У нас были обязанности по дому, а огород — это отдельная сказка, это постоянно.

За скотиной ухаживали, с братом Гришей, у коровы почистить, воду таскать из колодца, поило делать скотине, сено зимой из стога надергать, гусей, кур покормить.

Мама бралась за любую работу, нас уже трое детей было, а зарплаты небольшие. Стирала рыбакам с маленьких суденышек белье, замочит, откипятит, потом мне в ванну вывалит, и я на стиральной доске стираю, мне тогда уже лет 14 было. Погулять времени почти не было.

Класс у нас был маленький человек 11, потому что мы все послевоенные. Может две семьи жили благополучно, с достатком, все остальные нет. Отцы вернулись с фронта больные, хромые, безногие, конечно, основная нагрузка была на плечах матерей и детей.

Мы все тогда трудились, но первой задачей была учеба. Приоритетом были - образование, общественная жизнь и работа по дому, именно в такой последовательности. Мама и папа всегда говорили: «Учитесь!» Папа еще успел закончить техникум до войны, а мама только 8-милетнюю школу, и часто повторяла:  «Нам война не дала, мы не смогли получить образование, а вам то, только учиться».

В школах, конечно, были вечера, новогодний бал маскарад, костюмы сами шили, кружки были, конкурсы разные. Были и октябрятами, и пионерами, активно участвовали в общественной жизни школы, трудились на субботниках.

Из воспоминаний Лысенко Аллы Анатольевны 

Сначала наша семья жила в с.Головнино потом переехали в Алёхино. Там нам выделили блиндаж (землянку), надо же было куда-то людей поселить, тем более с тремя детьми. Помню с двух сторон нары двухэтажные, сколоченный стол и блюдце с фитилем, вот такое освещение. Позднее нам дали уже квартиру в нормальном доме. В Алёхино всегда было тепло, все замечательно росло. Мы все лето на море. Где источники впадают в море понаделаем ям в песке, и там лежим, или купаемся. По хозяйству конечно помогли, тогда все так делали.

В 1953 году в Алёхина была только 4-х летняя начальная школа. Располагалась она в японском здании. Две учебные комнаты, в одной 1-й и 2-й класс занимались, в другой 3-й и 4-й классы. Две учительницы работали, я училась у одной, а брат у другой. У меня учительницей была жена начальника погранзаставы Елизавета Федоровна, такая чудесная. А у моего брата Пашки вела вторая учительница, Лиля, отчество не помню, такая злобная, она их и ругала, и била. Это конечно было не допустимо, но родители, не возмущались. 

Когда моя учительница уезжала, мужа перевели на другую заставу, я так плакала, мне так жалко было с ней расставаться. 

Ученики 5-го класса уезжали на учебу в п.Серноводск, который находился в 12 км. 

В 1953 году в Серноводске было 2 школы, начальная и семилетняя, еще там был большой засолочный цех, клуб, аптека, магазин, ферма, лесопилка в районе реки Андреевка, там же электростанция. Помню даже церквушка какая-то стояла. 

Иногородние ученики жили в интернате, который представлял собой небольшой домик, комната мальчиков, комната девочек, рядом столовая. Хорошо запомнила завтраки, раньше в жестяной банке был колбасный фарш, так вот повариха его выкладывала на противень, и заливала смесью яичного парашка с сухим молоком, так я этот вкус помню до сих пор.

Позднее, когда построили поселковую столовую, нас прикрепили к ней, и мы там обедали.

В субботу после уроков, бежали пешком 12 км домой в Алёхино на выходные, а в воскресенье вечером обратно в Серноводск. 

В 1960 году наш населенный пункт Алёхино, как и многие другие с жителями менее 1000 человек по Хрущевской реформе расформировали. Жителей Алёхино расселили, кого в Серноводск, кого в Головнино, кого в Южно-Курильск, а мы уехали на Шикотан. 

Мы жили в Крабозаводске тогда там только начальная школа была, я училась  в Малокурильской средней школе. После 8 класса, в 1963 году, я поехала учиться в педучилище в Южно-Сахалинск. В 1964 году семья переехала в Южно-Курильск. Педучилище я не успела закончить, потому что заболела мать, а так как я самая старшая в семье, то заботы о младших легли на мои плечи. Я вернулась в Южно-Курильск и уже там гораздо позднее закончила вечернюю школу. 

Из воспоминаний  Козловой Натальи Владимировны

Я занималась в театральном кружке в Южно-Курильске. Лучшие декорации получались из ящиков, в которых продавали папиросы. С концертами художественной самодеятельности или спектаклями мы бывали в соседних поселках, и даже в Серноводском.

Помню подвода с лошадкой везла реквизит, а мы следом шли пешком. За день дошли, а вечером в клубе дали концерт для всех жителей. Кормили нас пограничники, а ночевали в спортзале школы на соломенных матрацах. Утром позавтракали и в обратный путь.

Из воспоминаний Маргариты Земковой (с сайта Одноклассники)

В 1956-1957г со мной в классе учились сёстры Горшковы, родители которых проживали на Лагунке. Их в школу привозили военные. Зимой, на лыжах мы частенько ходили к ним в гости. Отлично помню аккуратный тротуар, больничный корпус. И как больно было смотреть на пни, оставшиеся от посёлка, когда я в 1963 году, приехала работать учителем в  школу п.Южно-Курильск.

Из воспоминаний Александара Гуляева (с сайта Одноклассники)

Гарнизон «Лагунное». Дощатый тротуар идет в верх на «опушку», где располагался Медицинский санитарный госпиталь гарнизона. Помню дощатую дорожку, на которой под кровлей находился питьевой колодец, адальше чуть выше здание больничного корпуса с палатамиВ последующем, после убытия войск с острова (1960-1961гг.) здесь расположился  наш легендарный пионерский лагерь «Дозорный», а в бывшем госпитале жили самые  маленькие октябрята поселка в том числе и я.

Из воспоминаний Игоря Никитина (с сайта Одноклассники)

Поселок Отрадное. Столько раз проходил по этому месту. До начала 1960-х в Отрадном располагался танковый полк или бригада на танках Т-34. В 1-ом классе мы ходили сюда по берегу из Космодемьянска смотреть на танки и учения. И даже набрали учебных гранат от гранатометов. В 1965-67 из села Дубовое, в село Отрадное перенесли центральную усадьбу совхоза «Дальний». Как раз тогда же в 1966-67-м поселок  Космодемьянск упразднили, и его жители переезжали в Отрадное.

Из воспоминаний Белугиной Н.И.

1962 году приехали на Кунашир, я пошла в Южно-Курильскую школу в 6-ой класс. Школа находилась в нижней части поселка. В то время в школе было печное отопление, само тело печки находилось в классе, а дверца топки выходила в коридор, напротив каждого класса. Печи топили технички, и у нас в школе было очень тепло. За все время учебы я и не помню, чтоб у нас отменяли школу из-за непогоды.

Интернат школы находился на сопке на пересечении ул.Советской и ул.Победы, позднее на этом месте работала начальная школа. Там жили дети с села Головнино 9-ый, 10-ый заканчивали в Южно-Курильске, так как в Головнино была 8-ми летняя школа, а дети с п.Менделеево, учились в Южно-Курильской школе уже после 3-го класса, так как у них в поселке была только начальная школа. Старшеклассников с Горячего пляжа и с Отрадного возили в школу на транспорте.

Вся жизнь школьная и внешкольная проходила весело, в школе часто были вечера. У нас был большой спортзал, который постоянно работал. Зимой мы всегда ходили на лыжах, уроки физры были спаренные, поэтому успевали сходить на Серебренное и обратно. Внизу на территории школьного двора были мастерские, где проходили уроки труда. Преподавателя домоводства не было, и девочки вмести с мальчиками осваивали слесарное дело. При школе были теплицы, мы там проходили практику с учителем биологии.

Внизу в японском здании находился Дом пионеров, все кружки для детей были там, а Дом культуры занимался взрослым населением. При Доме пионеров у нас вокальная группа была, тогда музыкальной школы еще не было, и мальчики учились играть на инструментах самостоятельно.

Готовили концерты, выезжали и на Горячий пляж, и в Отрадное. Работали разные кружки, и рисования, и танцевальный, и театральный, были спортивные секции.

Военно-спортивная игра "Зарница" проходила каждый март месяц. Выезжали в пионерлагерь «Дозорный», игра проходила 1-2 дня, была полоса препятствий, сбор-разбор оружия на время и другое. 

На День пионерии 19 мая приезжали дети со всего района на пионерский слет. Концерты проходили, каждая школа номера выставляла, и спартакиада проходила. Кто-то пел, а кто-тио участвовал в соревнованиях, а вечером был большой пионерский костер. Размещался он на сопке, где сейчас новые дома на ул. Морской стоят. Около костра, пели песни, играли, веселились от души.

В пионерлагере «Дозорный», можно сказать, я выросла, родители отправляли туда каждый год. Там были домики для старших отрядов, а для малышей теплый барак, а в палатках ставили теннисные столы. Мне там всегда нравилось, там не могло не нравиться! Мы всегда были заняты делом. С музыкальным работником лагеря Яншей О.Н. готовили концерты и ездили на Лагуновскую заставу. Наша жизнь была  интереснее, чем сейчас у детей.

 

Из воспоминаний Ткачук Сергея с. Головнино

Помню в детстве коробок спичек в кармане, солью и на отлив. А там детворой и ловушки проверим на креветку и рыбу вытащим, все на костре приготовим, вот и сыты.

На полях совхоза «Дальний» работали каждый год. Прошла линейка 1 сентября все ребята ведерки, сапожки и до октября - картошка, капуста,  кузика (кормовая репа). Средняя школа до 1980-х годов себя овощами обеспечивала сама, были свои огороды, теплицы, где выращивали и зелень, и огурцы с помидорами,  всё свое, свежее.

Больше всего жителей в Головнино было в 1970-х – 1980-х годах. Тогда работало 2 школы – начальная (позднее она сгорела, а на ее фундаменте стоял кордон ГПЗ «Курильский») и 8-летняя, работало 2 детских садика.

Из воспоминаний Пыжьянова Ф.И. учителя истории Малокурильской школы в 1970-х гг из его книги

Работу в Малокурильской средней школе я могу без всякого преувеличения назвать самым творческим и интересным периодом своей жизни. На подъёме шли уроки, по-новаторски создавались учебные кабинеты. Директор школы Раиса Иосифовна Тунгусова и многие учителя относились к своим обязанностям творчески и стремились совершенствовать свою часть труда, дух соревновательности увлёк многих.

Общество «Фрегат» объединило и увлекло всех учеников и учителей, интересующихся краеведением и туризмом. Мы разработали устав общества, в деятельность его были положены идеи братства, романтизма, познания мира.

С этим составом мальчишек и девчонок мы облазили все бухты Шикотана. Всё было так интересно, что никакая непогода, дождь, снег, холод не могли остановить нас от выхода в очередной поход. Сколько удивительных уголков природы удалось увидеть! Сколько редких находок от военных лет посчастливилось сделать по археологии, минералогии! Только на Шикотане за короткое время открыто нами более трёх десятков древних стоянок.

Ночёвки в палатках, рассказы у костра, рыбалка, ориентирование на местности, чтение карт - память об этом сохранилась на долгие годы.

А сколько было памятных встреч с интересными людьми: ветеранами, художниками, учёными, военными, и каждая открывала новую неизвестную страницу мира, истории, творчества и несла огромный заряд нравственности.

Морские пограничники постоянно были нашими добрыми шефами и друзьями. На тральщике мы плавали вокруг Шикотана. Летом 1972 года пограничный сторожевик доставил в залив Измены на Кунашире 45 фрегатовцев для большого туристического похода по этому острову.

Мы несколько месяцев вели переписку с генерал-лейтенантом Алексеем Романовичем Гнечко. Он командовал Курильской десантной операцией и за её успешное проведение получил звание Героя Советского Союза. Встреча с ним для ребят - членов общества «Фрегат» - стала волнующим событием и запомнилась надолго. Ещё бы! К ним приехал седой генерал, с необычными бакенбардами, умеющий интересно и доходчиво, с живым темпераментом рассказать о событиях, участником которых ему довелось быть.

Я с группой из шестнадцати старшеклассников на попутном теплоходе «Ильич» отплыли на Камчатку, чтобы посетить уникальный уголок природы - Долину Гейзеров.

Между тем, слава «Фрегата» становилась всё более громкой. Теперь родители приходили с настойчивыми просьбами, если по каким-либо причинам я отставлял от очередного похода их ребенка. Несколько раньше они поговаривали, что Пыжьянов, наверное, чокнулся, что в такую непогоду тащит ребят в какой-то поход, а ребята с гордостью шагали на очередное испытание, и каждый из них хотел нести наш фрегатовский флаг.

О нас писали в центральных газетах и журналах, звучала информация по радио, снимали нас для кинохроники. Большим и надёжным помощником в этой работе стал для меня учитель истории нашей школы Валерий Валентинович Наумов, хороший фотограф, энтузиаст и выдумщик всяческих затей для ребят и общего дела.

Летом 1973 года мы с Наумовым и женой Валентиной провезли в Приморье 75 юных путешественников. Начало поездки совпало с одним удивительным явлением природы. Уже на борту судна стало известно, что на Кунашире начал извергаться вулкан Тятя.

После стоянки на рейде Южно-Курильска теплоход пошёл вдоль побережья острова на север, и часа через четыре перед нами открылась потрясающая картина извержения в жуткой красоте и мощи. Аспидно-чёрный столб пепла клубящимся потоком поднимался вверх почти на десять километров. Он вырывался из вновь пробитого кратера на склоне, его периодически пронизывали молнии, то выбрасывались пламенеющие каменные бомбы, и вся извергаемая масса ветром отжималась на пролив в сторону Шикотана. Когда корабль подошёл к завесе из пепла, раздалась команда всем покинуть палубу, корабль входит в облако пепла. Все двери и иллюминаторы были задраены. Стало так темно, как в самую ненастную ночь. Потом, после трёхчасового перехода во мгле, матросы долго смывали из брандспойтов выпавший слой мельчайшего пепла чёрного цвета. А мы, вылезшие из трюмов на свет божий, не узнали свой теплоход. Белый лайнер походил на грязное судно-угольщик.

Из воспоминаний Суковатицыной В. М.

В Южно-Курильском районе в начале 1970-х гг. начальные малокомплектные школы были в п. Менделеево, в с. Головнино, и в с. Крабозаводском.

В таких школах учитель была и заведующим, в  подчинении у нее была только уборщица, она же и истопник. В Менделеево учительницей работала Софья Исидоровна уже пожилая женщина, учитель старой закалки. Когда я начала работать зав РАЙОНО, приехала знакомиться. Меня тогда удивил урок физкультуры. Она встала, в классе, вытянула руку: "Пирамида стройсь!". И все детки быстренько построили пирамиду в классе. Раньше в 1940-х - 1950-х годах пирамида была очень распространена на уроках физкультуры.

В начале 1990-х в Южно-Курильске, Малокурильске, отдел образования открыл филиалы Южно-Сахалинского ПТУ и выпускники не полной средней школы получили возможность продолжать образование и профессию не выезжая за пределы района.

После разрушительного землетрясения 1994 года, мы вынуждены были закрыть филиалы. Встал вопрос, что делать, с детьми, которые не могут выехать за пределы района для получения среднего профессионального образования. Виктор Давыдович? посоветовал использовать опыт г. Охи, открыть Центр образования.

Я выехала в Оху, ознакомилась с работой этого  учебного заведения, такая форма работы с детьми нам подходила, нам выделили помещение (бывшее родильное отделение районной больницы) профинансировали капитальный ремонт здания. Алла Васильевна Приходько согласилась быть директором учреждения, человек энергичный, ответственный она приступила к работе. За основу взяли программу вечерней школы для профессионального обучения делопроизводителей, слесарей, автодела, подготовили программы, подобрали педагогов.

Землетрясение 1994 г очень больно ударило по образованию. Прилетели на Шикотан 6 октября, то что мы увидели было ужасно: Крабозаводская школа полностью разрушена, сложилась, как карточный домик, школа Малокурильска разрушена, детские сады, очень пострадали, но отдельные помещения можно было восстановить.

На Кунашире дошкольные учреждения и школы были признаны аварийными. Многие жители покидали острова, вместе с детьми. Количество детей в образовательных учреждениях уменьшилось более чем на 50%.

Никто из руководителей образовательных учреждений не уволился. Все принялись за работу, нужно было восстановить то, что можно было использовать в работе, работали все: преподаватели, дети, родители. В итоге в ноябре учебный год продолжился. Дети Южно-Курильска обучались в старом здании, там было безопасно, так как пристройка была признана аварийной. Школу Головнино перевели в помещение детского сада в с. Дубовое, Малокурильскую в один из корпусов детского сада «Ромашка», Крабозаводскую, в помещение музыкальной школы. Дети п. Горячий Пляж, сначала учились в палатках, они отапливалась японскими соляровыми печками, а в ноябре организовали подвоз в Южно-Курильскую среднюю школу, в том числе и учащихся п. Лагунное.

Необходимо отметить, что наши учителя профессионалы своего дела, не равнодушные, ответственные специалисты, благодаря им мы смогли запустить учебный процесс уже в ноябре. В этот период район получал гуманитарную помощь из соседней Японии в рамках безвизовых обменов в образовательные учреждения передавали канцелярские товары: фломастеры, ручки, альбомы для рисования, цветные карандаши, ластики. Весной 1995 года, в рамках гуманитарной помощи на Шикотан прибыла группа японских специалистов, для строительства в Крабозаводском помещение начальной школы. К 1 сентября 1995 г. школа была построена.

Из воспоминаний Анисимовой Л.П.

Мы приехали в Южно-Курильск июле1946 года вместе с мамой. Мне тогда третий год шел, а отец добирался своим ходом на судне ПТС-049, и прибыл только через месяц после нас. С Приморья перегоняли суда с командой, руководство выбирало суда необходимое для работы на Курилах и отправляло вместе с командой добровольно-принудительно.  

Первые годы помню свобода, детство, беги куда хочешь, делай что хочешь. Японцев я еще застала, мы с ними 2 года вместе жили 1946-47, последние где-то в 1948 уехали. Они жили в соседнем бараке рядом в районе рыбокомбината на сопке, и через дорогу, у них тоже бараки были, не дома. Жили мы с японцами хорошо, я не помню, чтоб с ними какие-либо трения были. Везде простой народ миролюбивый

В 1946 году улиц почти не было. На берегу стояла японская часовенка. Гать на болоте, такая тропа была на озеро Серебряное, и там на Серебряном были японские огороды. Шла она от улицы Матросовой, через болото напрямую.

В первые годы на судне отца половина команды была из японцев. Я помню однажды японец их спас. Среди наших военных нашелся предатель, он договаривался с японцами, работающими на судне отца, чтоб они с ним в Японию ушли, команду перебили и ушли. Среди японской части команды нашелся сочувствующий, прибежал к советскому руководству и кое-как объяснил им, предателя поймали.

В мое время (до 1961 года)пионерских лагерей не было, и почти каждый год начиная с 7 класса мы все работали в трудовом лагере базировавшемся в п. Космодемьянск. Смена длилась почти месяц, там мы жили в школе, в баню ходили там же в поселке. Поселок то большой бы, обслуживал ремонтную базу судов, располагающуюся в устье реки. Там и школа была, и больница. В поселке была только одна улица, но длинная, начиналась она сразу после подъема из долины реки на Космосе слева от дороги (если ехать на север), и заканчивался недалеко от спуска к первому водопаду.

В 1957 году от трудового лагерянас возили пропалывать кукурузу в Дубовое в совхоз "Дальний". Это были хрущевские времена и кукурузу везде выращивали, по всей стране. Было это летом в июле или августе. Мы кукурузу не только пропалывали, но и ели, она была молочно-восковой спелости такая вкусная! А вообще это был корм для скота. Совхоз, по-моему, всего один год пытались вырастить кукурузу, и на этом все закончилось.

В 1959 году в 8 классе в трудовом лагере мы дорогу Южно-Курильск-Космодемьянск благоустраивали. Утром рано нас поднимали, завтракали и дорогу чистили, ямки засыпали, мусор собирали. Мы мелкие камни убирали, если они мешали, мальчишки прорывали канавки вдоль дороги, чтоб вода стекала. Дорога была нормальная, немного приподнятая, как положено. Где сейчас оголяются бревна гати на этой дороги, мы про них и не знали, они тогда были засыпаны. 

В Дубовом с трудовым лагерем я была только один раз, а вот на картошку мы туда с классом ездили, где-то в классе 9, и жили там 2-3 недели. Отвозили нас так же как и смену трудового лагере на тракторе в тележке, и вот мы в этой тележке вповалку. Дороги были плохие, грунтовые, все очень разбитые, бывали по дороге ямы встречались в рост человека,поэтому на сложных участках мы шли пешком. Ехали мы долго. Выезжали утром, а приезжали в Дубовое часов в 10 вечера совсем уже по темноте. На обед останавливались в Серноводске нас кормиле, кажется в школе. В Дубовом дети спали в здании школы, мылись в общественной бане села. Полевая кухня была для обеда. Школьные классы в то время были небольшие по 15 человек. У нас сначала было 2 класса по 14 человек, а в 10 классе вообще 10 человек осталось. У нас после 8 класса полкласса не стало, все ушли в вечернюю школу потому, что время такое было, если у тебя есть 2 года рабочего стажа с любой оценкой, конечно если нет двоек, поступаешь в институт. 

Жизнь в детстве была веселой, свободной, мы были предоставлены сами себе. Дома помогали, тот же огород, корову мы поздно завели, когда я большая была совсем. Сопка была в нашем полном распоряжении. Играли и в куклы, и в казаки-разбойники, во все детские игры. В лапту играли даже, и в «резиночки». В волейбол играли уже в школе была секция. В конце 1950-х, в начале 1960-х годах у нас футбол был фаворитом. Было много команд, соревнования проходили на стадионе, трибун, конечно, там не много было, но они всегда были полностью заполнены. 

Наш клуб был очень старенький. Внизу поселка было две улицы около моря Клубная и Морская. Шла сначала Морская, потом Клубная, а потом 3-е сентября, Батарейная, Матросова, и болото. Я школу закончила в 1961 г., я еще тогда в клуб ходила на ул. Клубной, такой полуподвального типа, что-то типа полуземлянки, это самый первый клуб был еще с первых дней освоения Курил стоял. В конце-концов завалился, и военные освободили свой ДК - Дом офицеров, хороший был, большой, жаль сгорел в середине 1960-х.

Алексей Задирако