Мы продолжаем публиковать воспоминания, вошедшие в информационное издание «Шикотанский семейный альбом», и наша следующая героиня – Гордеева Татьяна Ивановна, она проработала в сфере образования на острове Шикотан более 40 лет! «Где бы человек ни находился, он может сделать свою жизнь яркой и насыщенной», – с улыбкой на лице делится своими воспоминаниями Татьяна Ивановна.
«История моей семьи на острове Шикотан началась в 1963 году. Моего отца – Попова Ивана Павловича – вызвал сюда военный друг, с которым они вместе воевали. Во время войны ему было 20 лет, он работал шофером. Друга его все местные жители знают – Хаустов Иван Афанасьевич. Он был офицером, вместе с отцом они перевозили различные грузы, в том числе продовольствие по Ладожскому озеру для жителей блокадного Ленинграда.
Приехали из Карело-Финской ССР, сейчас это республика Карелия. Сначала приехали на остров Попов Приморского края, где испытывали материальные затруднения. Поэтому друг предложил приехать на Шикотан. Взяв старшего сына, отец приехал сюда. Устроился на работу шофером.
Мама Надежда Андреевна Попова, брат и я, тогда мне было 11 лет, приехали спустя 2 года в 1965 году на грузопассажирском теплоходе «Брянск». Первые впечатления увиденного – восхищение. Мне понравилось побережье острова, всё показалось очень красивым. Условий для швартовки судна или специального пирса не было, поэтому пассажиров сгружали в сетке. Отец привел нас домой: в комнату в здании барачного типа, которое стояло за старым Домом культуры. Тогда много таких бараков стояло. Отец был хорошим плотником и любил трудиться. В комнате отгородил маленькую кухню и две комнатки по углам одной большой комнаты. Туалет был общий на улице, такого же барачного типа. Позже нас переселили жить в дом на улице Зеленой. Это был дом на 3 семьи.
На острове было 3 завода: 96-й, 17-й и 24-й. Старший брат работал на электростанции, папа шоферил, а мама устроилась работать на 24-й завод. Сначала работала автоклавщицей (процесс, где варились банки). После мама длительное время работала заведующей пекарней.
Мама очень любила петь, поэтому до глубокой старости была участницей хорового коллектива малокурильского Дома культуры. Коллектив носил почетное звание народного художественного коллектива, и артисты несколько раз выезжали на различные фестивали и региональные конкурсы во Владивосток и Южно-Сахалинск. А во время безвизовых обменов между Россией и Японией хоровой шикотанский коллектив ездил даже на соседний Хоккайдо.
Мои воспоминания из детства, проведённого на Шикотане, яркие и тёплые. Помню, что было очень много лис. При доме был сарай с курицами – лисы их таскали. Лисы отца совершенно не боялись, он кричал им: «Сейчас я вас пристрелю» – и бежал за ружьем.
С острова Попова привезли с собой черно-белый телевизор, но трансляции здесь не было. Тогда старший брат вместе с другом повадился брать телевизор и с сопки смотреть Японию, но пограничники их быстро запеленговали – вынесли предупреждение и запретили дальнейший просмотр.
В те времена жители Шикотана очень активно ходили на просмотр художественных фильмов в местный Дом культуры. Это было важным событием в каждой семье. Для детей почти ежедневно устраивали детские киносеансы в дневное время. И вот в 1975 году на Шикотане заработало советское телевидение, людям очень хотелось смотреть цветной телевизор, поэтому некоторые брали пленку и раскрашивали ее в разные цвета, подставляли на экран приемника – это было очень забавно.
Однажды старший брат с берега моря притащил огромный коралл и поставил дома. Вдруг прилетает вертолет – дети все ринулись, чтобы постоять под струями воздуха. Это был праздник! Лётчик пообещал, что, кто принесет кораллы, того покатает на этом вертолете. Все принесли не только белые, но и цветные кораллы, в том числе и я. Лётчик сколько мог посадил детей в вертолёт, поднялся вверх и тут же опустился. Брат расстроился, так как приготовил свой коралл для девушки. Отец отругал меня за такой поступок. Но больше всех расстроилась я, ведь на вертолёте так и не полетала.
У всех было много кораллов, их выбрасывало на берег. Люди собирали разные красивые ракушки. Мальчишки ныряли, доставали различных ежей. От ежей, когда они находятся на берегу на солнце, остается только панцирь. Из этих панцирей можно было делать игрушки, поделки. Однажды бегала по берегу и наступила на ежа. Колючка загналась в пятку – тяжело было достать, долго хромала.
Старшеклассники малокурильской школы ежегодно в течение одной-двух недель работали на одном из консервных заводов рыбокомбината «Островной». Если в стране обычно старшеклассников отправляли на сбор картофеля, мы на Шикотане проходили практику на сайре. Ребята и девчата работали на разных процессах при строгом соблюдении техники безопасности.
Директором школы тогда работала Раиса Иосифовна Тунгусова, учителем истории и черчения работал Анатолий Федорович Шулятьев. Имел красивый каллиграфический почерк. Его очень любили ученики. Он был добрый, с рыжими усами. Чтобы сделать замечания по поведению, обязательно спрашивал у проказника: «Ну, что тебе сюда в дневник записать?» Ученики баловались и говорили: «Напишите параграф такой-то, задание такое-то». Он очень красиво писал, все любовались. Позже он был избран председателем Малокурильского сельского совета, жители села его очень уважали.
Помню и директора рыбокомбината «Островной» Седых Льва Константиновича, он очень любил посещать все концерты и прочие мероприятия в местном Доме культуры. Сам же активно занимался спортом, постоянно играл за сборную комбината в футбол. Тогда, по меркам того времени, жизнь на острове кипела: работало много кружков при ДК, спортивный зал не закрывался до позднего вечера – играли в волейбол, мини-футбол, благодаря стараниям администрации комбината построили стадион, точнее, уложили дерн на болотистую местность перед зданием ДК, и там все лето проходили футбольные баталии, здесь же устраивали праздники в честь Дня рыбака, Масленицу, а бойцы студенческих путинных отрядов на этом же стадионе проводили фестивали песни, конкурсы. Они работали на Шикотане по 3 месяца, приезжали из разных городов СССР.
У директора комбината был молодой еще тогда заместитель по производству (а производили на рыбокомбинате знаменитые в стране и за рубежом консервы из сайры) Анатолий Дмитриевич Зубакин. Он молодым специалистом прибыл с Камчатки после окончания рыбного техникума, работал сначала мастером, начальником завода, затем стал заместителем генерального директора. Это про него можно было сказать, что молодой, красивый, перспективный, спортсмен, комсомолец, музыкант (он играл в вокально-инструментальном ансамбле «Бригантина» местного ДК). При этом он был отличным семьянином, на острове нашел свою половинку, здесь родились их дети.